The smile on your face, let me know that you need me...
Может кому-нибудь пригодится
Дополнительно можно покопаться в Википедии.
ЛИЛИ́Т (לִילִית
, центральная женская фигура еврейской демонологии; иногда — нарицательное обозначение демона женского рода (мн. число лилийот, лилин). Образ и имя Лилит заимствованы из вавилонской (возможно, и шумерской) мифологии, в которой лилу фигурирует как бес мужского пола, а лилиту и урдут лилита — как бесы женского пола, соблазняющие мужчин и вредящие роженицам и новорожденным. Еврейская народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла –` ночь`.
читать дальше
Имя Лилит, возможно, содержится в дефектной ивритской или ханаанейской надписи-заклинании 8–7 вв. до н. э. из Арслан-Таша (Северная Сирия): «Летающей в темных покоях — уйди быстрее, Лл[т?]». Встречающееся однажды в Библии слово «Лилит» (Ис. 34:14) толкуется большинством исследователей и комментаторов как название беса, другими же — как название ночной птицы; ср. слово са‘ир (буквально `мохнатый`) в том же стихе, имеющее в Библии два значения: животное (козел, например, Быт. 37:31; Лев. 4:24) или демон и идол (Лев. 17:7; II Хр. 11:15). В Септуагинте (см. Библия. Издания и переводы) указанное слово Лилит в книге Исайя переводится как «бес», Вульгата переводит его как Lamia — род чудовища женского пола.
В Талмуде Лилит представлена как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями (Эр. 100б, Нид. 24б), мать Ахримана, верховного божества зла в иранской мифологии (ББ. 73а), овладевающая человеком, ночующим в пустом доме (Шаб. 151б). Аггада связывает образ Лилит с легендой об Адаме, повествуя, что после грехопадения он расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин (Эр. 18б; ср. Быт. Р. 20:11). Потомством этих духов полон весь мир.
Отождествление Лилит с царицей Савской, впервые встречаемое в арамейском переводе книги Иов (1:15), получило в средние века широкое развитие в еврейском фольклоре.
Иногда Лилит является людям в виде кошки, гусыни или другого животного.
Ее планета — Сатурн; люди «черной желчи» (меланхолики) — ее потомки.
Легенда о крайней жестокости Лилит, «погружающей матерей в смертный сон, сосущей кровь младенцев, высасывающей их костный мозг, пожирающей их тело», приводится в книге «Сод ха-Шем» («Тайна Господня», 1680) Давида бен Арье Лейба Лиды (умер в 1696 г.). Существовало поверье, что смех ребенка во сне — признак того, что с ним играет Лилит. Его следует щелкнуть по носу, чтобы прекратить наваждение. Во многих общинах (главным образом восточных) бытует и поныне возникший в средние века обычай охранять рожениц и новорожденных от Лилит посредством нательных амулетов или листков с текстом псалма 121 («...не спит и не дремлет Страж Израилев...»), заклинаниями вроде «Прочь, Лилит!» и именами ангелов (Саной, Сансаной и Самнаглоф. См. ниже), прикрепляемых над дверью в комнату роженицы и у изголовья ее постели. Она была вынуждена поклясться, что не будет вредить младенцам, у изголовья которых увидит изображения или имена этих ангелов. Когда Лилит не находит детей, которых можно погубить, она убивает своих собственных.
Легенда о Лилит, как первой жене Адама, появилась из одного темного места в I главе книги Бытия. «И создал Бог Человека по образу своему, по образу Бога. Он создал его, самцом и самкою. Он создал их». (Быт., 27).
В переводах Септуагинты имя Лилит выпало, потому что, созданная Творцом равной Адаму, она не соответствовала концепции древнеиудейского брака, где бунт женщины был невозможен. Хотя для мужчины поводом для развода в суде мог явиться мотив, что ему понравилась другая женщина.
Лилит настаивала на своем равенстве с Адамом во всем, включая брачное ложе. Но Адам отказался делить с ней власть, и Лилит сбежала. Бог послал вслед за ней трех ангелов, Сеноя, Сенсиноя и Семангелофа - уговорить ее вернуться. Если же она откажется возвращаться к Адаму - Господь повелел превратить ее в море паров.
Ангелы настигли ее на границе ночи, но Лилит отказалась вернуться, предпочтя быть паром, чем оказаться зависимой. И призраком она пребывает по сей день. Гнев Господень распространился и на все ее потомство, убывающее по Божьему велению каждый день на 100 детей. Желая отомстить потомству Адама и Евы, Лилит, которую еврейские легенды описывают как демона с женским лицом, длинными волосами и черными крыльями, препятствует земным женщинам разрешиться от бремени и совращает их мужей, проникая в их сны, а также наводит порчу на младенцев и изводит их. В некоторых версиях легенды считалось, что Лилит не только портит младенцев, но похищает их, пьет кровь и высасывает мозг.
Другая легенда утверждает, что Адам после изгнания из Эдема вступил с Лилит в связь, в результате которой мир наводнился демонами. В некотором смысле Лилит соответствует греческим Гекате (божеству ночных призраков) и Ламии (чудовищу, похищавшему детей). В христианстве Лилит предстает как суккуб; она овладевает мужчинами против их воли, чтобы родить от них детей. В контексте изложенного выше фигура Лилит связывается с неблагополучным и ущербным материнством: согласно одной из легенд, ее многочисленные отпрыски умирают в младенчестве; в другом предании она изображается матерью демонов.
Новый поворот тема Лилит получила у средневековых каббалистов. Они сделали ее супругой Самаэля поразительное созвучие имен или Сатаны, Господина Другой Стороны.
Жители Долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, не поклонялись Яхве, они поклонялись Лилит, как Великой Матери, одаривающей их земным огнем.
Представление о Лилит как губительнице новорожденных и рожениц встречается также в христианской литературе византийской и более поздней эпохи. В арабской демонологии она известна под именами Карина или Таби‘а.
Образ Лилит в искусстве
У Анатоля Франса дочь Лилит - привидение, бродящее среди развалин, с зелеными глаза и черными волосами. Того, кого она касалась волосами, ждало забвение. У Федора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» - это не мрачный образ, а кусочек лунного света. У Лиона Фейхтвангера в романе «Еврей Зюсс» появляются бесстыдные груди Лилит. У Гёте Фауст видит красавицу, он вопрошает, кто же это - первая жена Адама, - но бойся ее волос - кто прикоснулся к ним, тот уйдет навеки. Не забыт образ Лилит и ее злополучной свиты у Мережковского («Тутанхамон на Крите»). У Данте Габриэля Россетти, английского поэта и художника-прерафаэлита (1828-1882), Лилит была змеей и уговорила Еву отведать запретный плод и родить Каина, убийцу своего брата Авеля. Романтическую окраску Лилит получила в поэме А.Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется «простой», обыденной Еве.
Однако наиболее впечатляющим образ Лилит получился у Г.Майринка в романе «Ангел Западного окна» в лице княгини Шотокалунгиной. Символические предания старины распространились и на астрологию, где существует фиктивная планета Лилит. Она изображается знаком овальной формы с поперечиной в середине. Другое ее имя (метафорическое название) - Черная Луна.
Обычно в символической традиции Лилит рассматривается как образ отвергнутой любовницы или прекрасной соблазнительницы.

ЛИЛИ́Т (לִילִית

читать дальше
Имя Лилит, возможно, содержится в дефектной ивритской или ханаанейской надписи-заклинании 8–7 вв. до н. э. из Арслан-Таша (Северная Сирия): «Летающей в темных покоях — уйди быстрее, Лл[т?]». Встречающееся однажды в Библии слово «Лилит» (Ис. 34:14) толкуется большинством исследователей и комментаторов как название беса, другими же — как название ночной птицы; ср. слово са‘ир (буквально `мохнатый`) в том же стихе, имеющее в Библии два значения: животное (козел, например, Быт. 37:31; Лев. 4:24) или демон и идол (Лев. 17:7; II Хр. 11:15). В Септуагинте (см. Библия. Издания и переводы) указанное слово Лилит в книге Исайя переводится как «бес», Вульгата переводит его как Lamia — род чудовища женского пола.
В Талмуде Лилит представлена как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями (Эр. 100б, Нид. 24б), мать Ахримана, верховного божества зла в иранской мифологии (ББ. 73а), овладевающая человеком, ночующим в пустом доме (Шаб. 151б). Аггада связывает образ Лилит с легендой об Адаме, повествуя, что после грехопадения он расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин (Эр. 18б; ср. Быт. Р. 20:11). Потомством этих духов полон весь мир.
Отождествление Лилит с царицей Савской, впервые встречаемое в арамейском переводе книги Иов (1:15), получило в средние века широкое развитие в еврейском фольклоре.
Иногда Лилит является людям в виде кошки, гусыни или другого животного.
Ее планета — Сатурн; люди «черной желчи» (меланхолики) — ее потомки.
Легенда о крайней жестокости Лилит, «погружающей матерей в смертный сон, сосущей кровь младенцев, высасывающей их костный мозг, пожирающей их тело», приводится в книге «Сод ха-Шем» («Тайна Господня», 1680) Давида бен Арье Лейба Лиды (умер в 1696 г.). Существовало поверье, что смех ребенка во сне — признак того, что с ним играет Лилит. Его следует щелкнуть по носу, чтобы прекратить наваждение. Во многих общинах (главным образом восточных) бытует и поныне возникший в средние века обычай охранять рожениц и новорожденных от Лилит посредством нательных амулетов или листков с текстом псалма 121 («...не спит и не дремлет Страж Израилев...»), заклинаниями вроде «Прочь, Лилит!» и именами ангелов (Саной, Сансаной и Самнаглоф. См. ниже), прикрепляемых над дверью в комнату роженицы и у изголовья ее постели. Она была вынуждена поклясться, что не будет вредить младенцам, у изголовья которых увидит изображения или имена этих ангелов. Когда Лилит не находит детей, которых можно погубить, она убивает своих собственных.
Легенда о Лилит, как первой жене Адама, появилась из одного темного места в I главе книги Бытия. «И создал Бог Человека по образу своему, по образу Бога. Он создал его, самцом и самкою. Он создал их». (Быт., 27).
В переводах Септуагинты имя Лилит выпало, потому что, созданная Творцом равной Адаму, она не соответствовала концепции древнеиудейского брака, где бунт женщины был невозможен. Хотя для мужчины поводом для развода в суде мог явиться мотив, что ему понравилась другая женщина.
Лилит настаивала на своем равенстве с Адамом во всем, включая брачное ложе. Но Адам отказался делить с ней власть, и Лилит сбежала. Бог послал вслед за ней трех ангелов, Сеноя, Сенсиноя и Семангелофа - уговорить ее вернуться. Если же она откажется возвращаться к Адаму - Господь повелел превратить ее в море паров.
Ангелы настигли ее на границе ночи, но Лилит отказалась вернуться, предпочтя быть паром, чем оказаться зависимой. И призраком она пребывает по сей день. Гнев Господень распространился и на все ее потомство, убывающее по Божьему велению каждый день на 100 детей. Желая отомстить потомству Адама и Евы, Лилит, которую еврейские легенды описывают как демона с женским лицом, длинными волосами и черными крыльями, препятствует земным женщинам разрешиться от бремени и совращает их мужей, проникая в их сны, а также наводит порчу на младенцев и изводит их. В некоторых версиях легенды считалось, что Лилит не только портит младенцев, но похищает их, пьет кровь и высасывает мозг.
Другая легенда утверждает, что Адам после изгнания из Эдема вступил с Лилит в связь, в результате которой мир наводнился демонами. В некотором смысле Лилит соответствует греческим Гекате (божеству ночных призраков) и Ламии (чудовищу, похищавшему детей). В христианстве Лилит предстает как суккуб; она овладевает мужчинами против их воли, чтобы родить от них детей. В контексте изложенного выше фигура Лилит связывается с неблагополучным и ущербным материнством: согласно одной из легенд, ее многочисленные отпрыски умирают в младенчестве; в другом предании она изображается матерью демонов.
Новый поворот тема Лилит получила у средневековых каббалистов. Они сделали ее супругой Самаэля поразительное созвучие имен или Сатаны, Господина Другой Стороны.
Жители Долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, не поклонялись Яхве, они поклонялись Лилит, как Великой Матери, одаривающей их земным огнем.
Представление о Лилит как губительнице новорожденных и рожениц встречается также в христианской литературе византийской и более поздней эпохи. В арабской демонологии она известна под именами Карина или Таби‘а.
Образ Лилит в искусстве
У Анатоля Франса дочь Лилит - привидение, бродящее среди развалин, с зелеными глаза и черными волосами. Того, кого она касалась волосами, ждало забвение. У Федора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» - это не мрачный образ, а кусочек лунного света. У Лиона Фейхтвангера в романе «Еврей Зюсс» появляются бесстыдные груди Лилит. У Гёте Фауст видит красавицу, он вопрошает, кто же это - первая жена Адама, - но бойся ее волос - кто прикоснулся к ним, тот уйдет навеки. Не забыт образ Лилит и ее злополучной свиты у Мережковского («Тутанхамон на Крите»). У Данте Габриэля Россетти, английского поэта и художника-прерафаэлита (1828-1882), Лилит была змеей и уговорила Еву отведать запретный плод и родить Каина, убийцу своего брата Авеля. Романтическую окраску Лилит получила в поэме А.Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется «простой», обыденной Еве.
Однако наиболее впечатляющим образ Лилит получился у Г.Майринка в романе «Ангел Западного окна» в лице княгини Шотокалунгиной. Символические предания старины распространились и на астрологию, где существует фиктивная планета Лилит. Она изображается знаком овальной формы с поперечиной в середине. Другое ее имя (метафорическое название) - Черная Луна.
Обычно в символической традиции Лилит рассматривается как образ отвергнутой любовницы или прекрасной соблазнительницы.
@темы: демонология, оккультизм, SPN, Ад
сынишка пусть выздоравливает